Михаил Карпов: Категорию опасности объектов ТЭК необходимо учитывать в задании на проектирование | Портал "СтартНефтьГаз"

Михаил Карпов: Категорию опасности объектов ТЭК необходимо учитывать в задании на проектирование

12 / 02 / 2021

Такое заявление заместитель начальника отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России Михаил Карпов сделал в ходе дискуссии на площадке Международного форума «Технологии безопасности».

Эксперт выступил на сессии «Комплексная безопасность и защищенность объектов промышленности, нефтегазового сектора и электроэнергетики», где рассказал об особенностях экспертизы проектной документации в части мероприятий по противодействию терроризму на объектах производственного назначения и линейных объектах топливно-энергетического комплекса. Одной из наиболее частых ошибок, которые допускаются при подготовке проектов объектов ТЭК, по опыту спикера, становится отсутствие сведений о категории объекта с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Это приводит к недостаточности необходимых мероприятий в части антитеррористической защищенности в проектной документации.

«Часто в задании на проектирование и в техническом задании отсутствуют требования к инженерно-техническим средствам охраны. В проекте не представлены решения, описание и обоснование решений, необходимых для реализации требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» для объектов транспортной инфраструктуры, входящих в состав объекта ТЭК», — отметил типовые недостатки представляемой на экспертизу проектной документации Михаил Карпов.

Эксперт заметил, что, поскольку на этапе строительства объект ТЭК еще не имеет установленной категории, могут возникнуть сложности с разработкой требований по противодействию терроризму, но подчеркнул, что заказчик еще на этапе проектирования должен определить, можно ли будет отнести данный объект к объектам ТЭК высокой категории опасности, так как уже на стадии проектирования и строительства необходимо предпринять меры по его физической защите. С учетом этого, отметил Михаил Карпов, необходимо разрабатывать задание на проектирование и техническое задание в части технических средств охраны, так как именно там заказчик может указать предварительную оценку по категорированию объекта ТЭК и требования по противодействию терроризму.

Требования законодательства, как и их изменения, считает Михаил Карпов, необходимо постоянно отслеживать и обсуждать в профессиональной среде. В своем докладе он напомнил, что в соответствии с Перечнем национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требования к антитеррористической защищенности установлены в Своде правил СП 132.13330.2011. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования.

Указанный СП распространяется на проектирование зданий и сооружений объектов производственного, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых, согласно заданию на проектирование, единовременно могут находиться в любом из помещений более 50 человек, и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима.

Для объектов производственного назначения, объяснил Михаил Карпов, класс в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен в случае реализации террористических угроз, должен быть определен в соответствии с требованиями пункта 6 СП 132.13330.2011, а требования пункта 8 должны быть учтены в процессе проектирования. Для линейных объектов в целом класс объекта по таким критериям не определяется. Однако, для зданий и сооружений, входящих в инфраструктуру линейного объекта, такой класс должен быть установлен в соответствии с требованиями пункта 6 СП 132.13330.2011, а требования пункта 8 учтены в процессе проектирования.

Кроме того, для объектов топливно-энергетического комплекса требования к антитеррористической защищенности как для объектов производственного назначения, так и для линейных объектов ТЭК устанавливаются Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и нормативными документами, разработанными на его основе.

Разработка проектной документации, в том числе в части антитеррористической защищенности, напомнил эксперт, осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика при заключении договора подряда в соответствии с требованиями части 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

Основные требования к инженерно-техническим средствам охраны объекта в соответствии с его категорией, учитывающие также требования стандартов организаций и другие требования заказчика, устанавливаются в задании на проектирование, в техническом задании на модернизацию или реконструкцию инженерно-технических средств охраны, как для объектов производственного назначения, так и для линейных объектов.

Отдельно в ходе своего выступления Михаил Карпов указал, что, если в состав объекта ТЭК входит объект транспортной инфраструктуры (тоннели, эстакады, мосты, морской терминал, участки железнодорожных путей необщего пользования, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности, участки железнодорожных путей примыкающие к железнодорожным путям высокоскоростного и скоростного сообщения, судоходные гидротехнические сооружения), то требования по транспортной безопасности для них определены Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требованиями по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2418, другими постановлениями Правительства Российской Федерации в области транспортной безопасности.

«Хочу обратить внимание на последние изменения законодательства в области транспортной безопасности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 № 1742 были отменены многие ранее действовавшие документы, а в конце 2020 года утверждены и вступили в силу новые постановления Правительства. Необходимо учитывать эти изменения при разработке заданий на проектирование и проектной документации», — заметил эксперт.

Источник: Главгосэкспертиза